Интервью

Привычки и одиночество: почему пожилые люди верят фейкам

Согласно исследованиям психологов из Гарварда люди старше 65 лет в 7 раз чаще распространяют фейки. Пожилые люди охотнее верят ложным сообщениям и нередко попадаются на манипуляции. Почему эта возрастная группа так информационно уязвима и как научить старшее поколение отличать правду ото лжи? Об этом в интервью Stopfake.kz рассказала профессор, директор Казахстанской коммуникативной ассоциации и автор тренинга по медиаграмотности для пожилых людей Багиля Ахатова.

Багиля Абильмажиновна, тренинги по медиаграмотности для пожилых людей в последнее время проводят как в Казахстане, так и в других странах. Участников учат пользоваться социальными сетями и проверять информацию. Почему появилась такая необходимость?

— После выхода на пенсию у многих людей сужается круг общения. Если раньше они постоянно находились в коллективе и были востребованы, то теперь круг общения сузился, стало меньше каналов коммуникации. Поэтому пожилые люди чаще обращаются к телевидению, интернет-порталам, к социальным сетям. И должны уметь этим пользоваться, чтобы быть в курсе событий, поддерживать связь с родными, друзьями. Это стало особенно важным в период пандемии и вынужденной изоляции.

Почему пожилые люди больше верят фейкам, чаще попадаются на манипуляции и охотнее распространяют дезинформацию?

— Нынешние пенсионеры привыкли доверять средствам массовой информации. Это доверие осталось еще со времен Советского Союза. Они привыкли верить телевидению, газетам. Такая устойчивая привычка. И фейковые сообщения они воспринимают так же, как сообщения из СМИ. Одиночество делает эту группу информационно уязвимой. В условиях информационного вакуума иногда единственным источником общения становятся мессенджеры или социальные сети. Поэтому пожилые люди могут стать жертвой манипуляторов.

Как с учетом возраста объяснить бабушке или дедушке, что такое фейки?

— Во-первых, нужно найти с ними общий язык. Во-вторых, приводить больше примеров. На тренингах я использовала этот метод. Показывала и объясняла — вот информационный материал, он основан на фактах, эти сведения подтверждают эксперты. А это дезинформация, пропаганда, сведения из неизвестных источников. В таких видеороликах часто звучит фоновая музыка, которая воздействует на психику, дикторы, начитывая текст, интонационно выделяют ключевые слова. Пенсионеры очень хорошо воспринимают информацию. И на самом деле нетрудно им это объяснить.

Чем создатели фейков привлекают людей старшего возраста? Например, пенсионер получил очередное тревожное сообщение, голосовое или видео, что его должно насторожить и заставить проверить на правдивость?

— Создатели фейков — это манипуляторы. Ложные сообщения обычно содержат яркую сильную эмоциональную составляющую. Как лучше воздействовать на человека? Через его аффективный уровень. Это заголовки вроде «Пропал ребенок», «Человек находится в беде», «Люди, помогите!». Такие заголовки очень сильно воздействуют на людей старшего возраста. Насторожить их должны излишняя эмоциональность сообщения, многочисленные восклицательные знаки. А также тот факт, что автор выражает только свое мнение или ссылается на непонятные неизвестные источники.

— Допустим, сообщение вызвало сомнения. Что делать дальше?

— Посмотреть, подтверждается ли эта информация в официальных источниках, проверить еще в нескольких источниках. На тренингах мы учим, как выяснить, является ли подлинным фото или видео.

Как уберечь людей старшего поколения от информационного мусора, от манипуляций и лавины фейков?

— Нужно уделять им больше внимания, привлекать к тренингам по медиаграмотности, которые сейчас проводятся онлайн. Предварительно надо обучить их не просто элементарной компьютерной грамотности, но и навыкам работы с приложениями. Эти люди должны быть включены в общество. Нельзя отгораживаться от них.

 

Еще новости

Back to top button