Фейк о названиях напитков Pepsi и Coca-Cola распространяют в соцсетях
В Instagram распространяют сообщение, в котором «расшифровывают» названия популярных напитков Pepsi и Coca-Cola. Якобы Pepsi – это P (Pay) E (Every) P (Penz) for S (Saving) I (Israel) (Платите Каждый Пенс за Спасение Израиля), а если прочитать отражение аббревиатуры Coca-Cola в зеркале, то на арабском языке получится «Нет Мекки, нет Мухаммеда». Все это фейк.
Ложные утверждения том, что Pepsi контролируется сионистами, чтобы финансировать Израиль, появились еще в 1980-х годах. Вначале эта теория распространялась только среди арабских школьников. Затем фейк появился в студенческой среде, начал курсировать среди турецких журналистов и даже в программах арабского телевидения. Об этом писал турецкий обозреватель Бурак Бекдил.
На самом деле Pepsi был создан в 1893 году.Придумал его Калеб Брэдхем и назвал своим именем. В 1898 году «Напиток Брэда» переименовали в Pepsi-Cola. А с 1961 года мы знаем его как Pepsi. Изначально Брэдхем придумывал лимонад как средство для облегчения пищеварения. Клиенты охотно покупали Pepsi, если вдруг случалось несварение желудка, или диспепсия. Кстати, с греческого pepsis – пищеварение, а пепсин – необходимый компонент желудочного сока. Надо сказать, этот фермент никогда не входил в рецептуру напитка. Там были вода, ваниль, сахар и другие ингредиенты.
Опровергает фейк и историческая действительность. Государство Израиль было создано 14 мая 1948 года, через 55 лет после того, как появился напиток, .
Что касается напитка Coca-Cola, то еще в 2018 году ее логотип тоже стал причиной появления фейка. Якобы если название напитка прочесть задом наперед, то на арабском языке можно прочесть «Нет Мекки, нет Мухаммеда». Эту информацию опровергло официальное представительство Coca-Cola в Турции. Представители компании заявили, что слухи не соответствуют действительности.
Турецкий фактчекинговый портал «Malumatfuruş» также рассказал о том, что Coca-Cola Turkey запросила у Управления по делам религии письменное заключение о том, содержит ли логотип их компании оскорбление религиозных ценностей.
В ответном письме, подписанном председателем Высшего совета по делам религии Турции Экремом Келешем, было сказано: «Хотя обратное написание логотипа вашей компании было тщательно проверено, его не удалось связать с арабской вязью. Поэтому писать логотип задом наперед не имеет никакого смысла». Таким образом, он подтвердил, что перевернутый логотип Coca-Cola ничего не означает.
Название Coca-Cola придумал в 1886 году Фрэнк М. Робинсон. Он же нарисовал и логотип торговой марки своим уникальным шрифтом, полагая, что «две буквы C будут хорошо смотреться в рекламе». Никакого другого смысла в написании названия не было и нет.
Таким образом, сообщения о «расшифровке» названий популярных напитков являются ложными.