Инклюзивное образование не способствует развитию аутизма у детей
Казахстанцы обсуждают видео, в котором говорится, что мировое правительство продвигает инклюзивное образование специально для того, чтобы количество детей с расстройствами аутистического спектра росло. Якобы из-за присутствия в классе ребенка с особыми потребностями остальные испытывают стресс, что увеличивает шансы развития аутизма. Это неправда.
Чтобы понять, почему эта теория полностью антинаучна, необходимо разобраться в терминологии. Итак, инклюзивное образование – это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Расстройства аутистического спектра (РАС) включают в себя детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера и другие диагнозы. Все они являются нейроонтогенетическими расстройствами, то есть являются врожденными, а не приобретенными болезнями.
Соответственно, заразиться аутизмом невозможно ни в детском возрасте, ни будучи взрослым.
В Казахстане дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в общеобразовательных школах в рамках программы внедрения инклюзивного образования. При этом за ребенком с особыми потребностями, обучающимся в обычном классе, закрепляется тьютор. Это специально обученный человек, помогающий детям с отклонениями в психическом или физическом развитии.
Педагоги, преподающие в классах с инклюзией, также проходят специальную подготовку. Здания школ при этом оснащаются пандусами, лифтами и иным необходимым для учеников с особыми потребностями оборудованием.
Исследования показывают, что инклюзивное образование помогает детям с инвалидностью лучше адаптироваться в социуме, а у здоровых детей формирует эмпатию и сострадание. Более того, инклюзия дает возможность детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата посещать обычную школу и получать более качественное образование.
В Казахстане изучением актуальных проблем и продвижением инклюзивного образования занимается Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина.
«Инклюзия способствует недопущению в обществе дискриминации и разделения по каким бы то ни было отличиям. Также инклюзия способствует доступности образования для всех детей, как этого требует Конвенция ООН о правах ребенка (статья 28). Также она важна как показатель развитости общества. В Казахстане нет проблем относительно различности по национальности и языку, у нас мирно проживают 125 этнических групп. В настоящее время активно развивается гражданский сектор в Казахстане, и граждане помогают семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Думаю, что инклюзия, которая подразумевает создание инклюзивной среды, важна, чтобы все дети не имели барьеров на пути к образованию», — говорит эксперт Центра развития инклюзивного образования, доктор наук, представитель Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина Айгерим Мусабалинова.
Стоит отметить, что инклюзивное образование впервые стало практиковаться в скандинавских странах в 1970-х годах. Никакой взаимосвязи между количеством детей с расстройствами аутистического спектра и этим форматом обучения специалисты не выявили. Также не было зарегистрировано случаев, когда аутизм развивался у детей в результате нахождения в одном классе с ребенком, страдающим РАС.
Таким образом, теория о том, что инклюзивное образование – тайный план мирового правительства по созданию огромного количества людей с психическими отклонениями, антинаучна и безосновательна.