Фейк: «Димаш предсказал постапокалиптическое будущее Казахстана в своем клипе»
Пользователи Казнета обсуждают новое видео Димаша Кудайбергена на песню Golden. Некоторые сумели разглядеть в клипе тайные послания, намекающие на страшное постапокалиптическое будущее нашей страны: люди разделены на касты по цветам, некоторым из которых приходится сидеть в клетках. Эта теория не соответствует действительности.
Клип казахстанского исполнителя на песню Golden вышел 31 января 2021 года. Всего за несколько часов он сумел набрать 166 тысяч просмотров и 5,6 тысячи комментариев.
Прямо под видео на платформе YouTube есть описание сюжета, согласно которому сам Димаш играет киберпреступника, совершившего хакерскую атаку на серверы финансовой организации с сомнительной репутацией. Украденные деньги главный герой раздает простым горожанам. В финальной сцене современный Робин Гуд вступает в бой со злодеем, чтобы вернуть свою возлюбленную. На помощь герою приходят объединившиеся жители мегаполиса, и вместе низвергают антагониста.
Действие разворачивается в огромном городе будущего, однако реальная географическая локация не указывается ни в описании, ни где-либо еще. Можно предположить, что мегаполис – место смешения многих культур и национальностей, так как вывески, мелькающие в кадрах, написаны на английском и казахском языках.
Вероятно, именно эти неоновые надписи и натолкнули пользователей на размышления о делении людей по цветам: на «желтых», «красных» и «синих». Однако слова, в которые складываются неоновые буквы, противоречат этой теории. К примеру, на синей вывеске слово Liberty (в пер. с англ. «свобода»), желтая вывеска, судя по всему, принадлежит магазину, так как на ней можно увидеть слова Azyq Tu’lik.
На вывеске в красной рамке и вовсе изображен желтый гамбургер и надпись Tamaq. «Клетка», в которой якобы заперта одна из каст людей, на самом деле представляет собой нечто вроде постамента с пилонами, на которых танцуют девушки. В то же время сами люди в видео одеты в наряды разных цветов и не носят на себе никаких отличительных знаков. К примеру, в вагоне метро едут люди в одежде красного, серого, белого, серо-коричневого и других цветов.
Поклонники творчества Димаша Кудайбергена увидели в клипе отсылки к культовым кинокартинам современности. Атмосфера видео, антураж и некоторые детали напомнили им фильм «Бегущий по лезвию» (1982) Риддли Скотта и «Призрак в доспехах», основой для которого послужила популярная японская манга.
Также в музыкальном видео можно заметить плакаты в вагоне метро, изображающие Большого Брата с надписью Big Brother is watching you, что является прямой отсылкой к известной антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
К Казахстану эти произведения отношения не имеют, как и сам сюжет видео. Деления людей на касты в клипе показано не было. Более того, нет никаких оснований предполагать, что популярный исполнитель предсказал будущее нашей страны.