Знаменитости призывают инвестировать: стоит ли верить такой рекламе и как ее проверять
В Сети можно встретить видеоролики и статьи, в которых знаменитости самого разного толка – от блогеров до президентов – рекламируют инвестиционные платформы. Порой такие призывы вкладывать деньги звучат очень убедительно и почти не вызывают сомнений. Рассказываем, как проверить такую рекламу и стоит ли ей доверять.
Когда вы видите ролики, в которых, к примеру, президент РК с трибуны призывает казахстанцев зарабатывать на инвестициях, то следует насторожиться. Глава государства, как и другие политики, вряд ли станет что-либо рекламировать и тем более советовать гражданам, как распоряжаться их деньгами. Чтобы сомнений не осталось, разберемся, как появляются такие видео.
- Искусственный интеллект
Для того чтобы использовать в своей рекламе внешность знаменитых людей, мошенники вполне могут задействовать искусственный интеллект. Например, так было в ролике якобы с участием Касым-Жомарта Токаева, который стал вирусным в Казнете в октябре 2023 года. На самом деле президент РК ничего не рекламировал и не делал призывов инвестировать.
- Нарезка вырванных из контекста кадров
Мошенники часто прибегают к этому методу создания роликов, когда хотят показать счастливых «инвесторов». Например, в феврале 2023 года мошенники рекламировали некое приложение для заработка. Они показали пользователя, который якобы уже заработал более семи тысяч долларов. На самом деле на кадрах был выигравший в лотерею казахстанец, сюжет о котором действительно был в новостях. Никакого отношения к мошенническому приложению ни показанный мужчина, ни новостной сюжет с его участием не имели.
- Наложенный звук
Мошенники могут наложить нужную им речь на реальное интервью знаменитости. Например, преступники использовали новостной сюжет о трагедии в Алматы. Они наложили на него слова о платформе для заработка, якобы созданной известным блогером. В итоговом варианте видео создавалось впечатление, что герои сюжета рекламируют платформу, а не делятся воспоминаниями о происшествии.
- Текстовое интервью
Статьи с кричащими заголовками о том, что известные политики или звезды якобы скрывали источники своего дохода, тоже не редкость в Сети. Как правило, в таких текстах пишут о том, что человек, о котором идет речь, зарабатывал, инвестируя в некую платформу, и теперь любой желающий может делать то же самое. Например, на протяжении года в Казнете периодически появляется «интервью» министра финансов РК, которое от начала и до конца является вымышленным.
Для того чтобы проверить рекламу, в которой снимается знаменитость, существует три основных способа.
Первый способ позволит распознать на видео признаки работы искусственного интеллекта. Интересующий вас ролик нужно залить на платформу deepfakedetector.ai или любую другую, аналогичную ей, и нажать кнопку «Распознать». Система подскажет, было ли видео создано человеком или компьютером.
Второй способ поможет найти оригинал видео, если мошенники наложили звук на реальный ролик. Для этого нужно сделать несколько скриншотов и загрузить их в систему обратного поиска изображений, такую как Google-картинки, Яндекс-картинки, Bing или другие.
Третий способ самый универсальный и подойдет для любой рекламы, будь то видеоролик, изображение или текст. Необходимо в строке поисковика набрать имя человека, фигурирующего в рекламе, знак «+» и название инвестиционной платформы или приложения, о которых идет речь. Также можно добавить в поиск слово «фейк».
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что знаменитости в рекламе инвестиционных программ – практически всегда признак «творчества» мошенников. Доверять таким роликам не следует, но если у вас все же возникли сомнения, то подобные призывы лучше перепроверить.