Фейк: «Успешный советский проект по производству электромобилей насильственно закрыли после смерти Сталина»
Пользователи Сети пишут о том, что в Советском Союзе весьма успешно производили электромобили. Проект якобы просуществовал семь лет, а потом, после смерти Иосифа Сталина, его «насильственно» закрыли. Это неправда.
Речь в рассылке идет об автомобилях НАМИ-750 и НАМИ-751. Это фургоны вагонного типа, работавшие на двух электромоторах постоянного тока.
Производить их начали в 1948 году в научном автомоторном институте. Автомобили предназначались для развозки товаров и почты. Опытные образцы, изготовленные заводом, в целом оправдали ожидания. Поломок в ходе тестирования было немного, и все они были некритичными. Позже их исправили.
В 1951 году завод ЛАЗ изготовил первую партию таких электромобилей. Она состояла из 20 машин. Других партий ни этот завод, ни другие не выпускали. Причина заключалась в том, что расчетная стоимость одного такого автомобиля была очень высокой. НАМИ-750 с аккумуляторной батареей стоил 16 тысяч рублей, а НАМИ-751 – 25 тысяч. Для сравнения, в 1954 году новый автомобиль «Победа», один из самых дорогих в то время, продавался за 16 000 рублей.
Вторая причина, по которой электромобили НАМИ перестали производить, – дефицит свинца. Этот металл требовался в больших объемах для производства аккумуляторов, однако в 50-е годы хватать его перестало.
Прекращение выпуска электромобилей никак не связана со смертью Иосифа Сталина. Он умер 5 марта 1953 года. На тот момент НАМИ-750 и НАМИ-751 уже два года как были сняты с производства, а в эксплуатации находились лишь выпущенные ранее экземпляры.
Итак, в СССР действительно производили электромобили, однако проект оказался не слишком удачным. Для его закрытия есть вполне логичные причины: нехватка свинца и высокая себестоимость автомобилей. Прекращение производства никак не связана со смертью Сталина.
Следовательно, распространяемое сообщение – ложь и манипуляция историческими фактами.