Конспирология: «Крушение «Титаника» было спланировано»
Казахстанцы распространяют популярную в англоязычном сегменте Сети конспирологическую теорию. Она заключается в том, что крушение «Титаника» якобы было спланировано заранее и детально описано в повести Моргана Робертсона «Крушение «Титана» или тщетность». Разбираем сходства и различия между литературным произведением и реальностью и объясняем, почему повесть не является предсказанием или доказательством того, что катастрофу спланировали заранее.
Свою повесть о кораблекрушении Морган Робертсон написал в 1898 году, за 14 лет до крушения «Титаника», которое произошло в 1912 году. Предсказанием катастрофы повесть считают потому, что некоторые ее детали практически полностью совпадают с деталями печально известного крушения корабля-гиганта. К примеру, название вымышленного корабля было «Титан», а реального «Титаник». Длина судна в повести – 800 футов, а длина настоящего «Титаника» — 882,5 фута. И вымышленный, и реальный корабли вмещали до трех тысяч пассажиров. И, главное, оба они потерпели крушение в результате столкновения с айсбергом в Северной Атлантике в апреле.
Однако если взглянуть на биографию автора повести Моргана Робертсона более детально, то все становится на свои места. Дело в том, что он сын капитана корабля и значительная часть его детства прошла в море. Когда Морган немного подрос, то поступил на службу каютным юнгой и продолжил морские путешествия. Он владел знаниями о кораблестроении и мореходстве, следил за новостями в этой области и писал повести на основе этих знаний.
То, что он описал корабль, похожий на «Титаник», неудивительно. На момент написания повести уже существовал отдаленно похожий на него роскошный корабль «Великобритания», спущенный на воду в 1844 году.
В 1897 году, за год до написания повести, был запущен лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе». Его характеристики были схожими с характеристиками «Титаника». «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» также имел четыре эллипсовидные трубы, такие же, как у «Титаника».
Кроме того, на момент написания повести строительство кораблей, схожих с «Титаником», было технически возможным и разговоры об этом велись. В 1902 году уже было принято решение о строительстве круизного лайнера «Мавритания», который по роскошеству внутреннего убранства и техническим характеристикам практически не уступал «Титанику». На воду его спустили уже в 1907 году.
Все это говорит о том, что описанный в повести корабль «Титан» не был целиком и полностью плодом воображения Робертсона, а скорее, представлял собой собирательный и немного усовершенствованный образ существующих в то время круизных лайнеров.
Все это объясняет сходства во внешнем виде, размерах и технических характеристиках между вымышленным и реальным кораблями.
Что же касается крушения, то Морган Робертсон, учитывая его прошлое, проведенное в море и живой интерес ко всему, что связано с кораблестроением, знал о том, что именно апрель — наиболее опасное время для прохождения через Северную Атлантику, так как в это время там могут дрейфовать айсберги.
К тому же буквально за шесть лет до написания книги в 150 милях от места, где затонул «Титаник», произошло очень похожее кораблекрушение. Судно «Нароник» двигалось из Ливерпуля в Нью-Йорк с 74 пассажирами на борту и более чем тремя тоннами груза. По версии судостроительной компании, позже построившей «Титаник», «Нароник» столкнулся с айсбергом, в результате чего никто из команды не выжил, а от самого судна остались лишь обломки.
В 1987 году, за два года до публикации книги Робертсона, с айсбергом столкнулся еще один корабль – Vaillant. Столкновение подтвердили выжившие, которых спасло проходящее мимо судно.
Все это объясняет, почему для сюжета своей повести Роберствон выбрал именно столкновение с айсбергом, а не шторм или, к примеру, неисправность систем лайнера.
Также не стоит забывать и о том, что в книге Робертсона, помимо сходств, есть и существенные различия с реальным «Титаником». К примеру, в повести «Титан» перевернулся в результате столкновения, а вот настоящий «Титаник» разломился на две части. В книге выжить удалось лишь 13 пассажирам, в то время как в реальной жизни спаслись более чем 700 человек. В книге также описана сцена, в которой капитан корабля был вынужден убить жившего на айсберге белого медведя. В реальности же каких-либо сведений о белых медведях в контексте крушения «Титаника» нет.
Таким образом, книга Моргана Робертсона – вовсе не предсказание, а вымышленный сюжет, основанный на возможных в то время технологиях кораблестроения и особенностях трансатлантических путешествий по воде. По той же аналогии сейчас снимают фильмы о крушениях самолетов, падениях метеоритов и прочих катастрофах, которые теоретически вероятны, однако предсказаниями не являются.