Какими бывают фейки
Ложные сообщения в Интернете могут быть совершенно разными — от псевдонаучных статей до веселых картинок. Но даже фейки делятся на типы. Какими они бывают?
Намеренная дезинформация
Очень часто одни люди обманывают других, чтобы получить прибыль. Пишут фейковое сообщение и распространяют в соцсетях. Один из примеров — многочисленные мошеннические посты о бесплатной раздаче денег или подарков. Как правило, такой пост рассчитан на целевую аудиторию. Читатели верят, что это правда. Таких постов множество, и они все разные. Но главное в них — написать убедительно, чтобы читатель не стал тратить время на проверку информации.
Ложные заголовки
Заголовок может прямо констатировать факт, но основная часть статьи будет говорить о другом. Интернет-термин для этого типа фейковых новостей — кликбейт-заголовки. Они привлекают внимание и заставляют кликнуть на фальшивые новости. В лучшем случае они вводят в заблуждение, а в худшем — намеренно обманывают.
Обмен в социальных сетях
Соцсети — это множество сообщений за минимальный промежуток времени. И поэтому пользователи не тратят время на исследование и проверку каждой новости. Часто создатели фейков призывают к репостам и лайкам. А уже подписчики делают новость популярной. Чем шире распространен фейк, тем более достоверным он выглядит для читателей. Но правдой от этого не становится
Комедийные сообщения
Сатирические или комедийные новости, как правило, наполовину состоят из правды. Но потом намерено искажаются. Они привлекают внимание, но не все читатели понимают, что имеют дело с сатирой или своеобразным юмором, и распространяют как правдивую информацию.
Как распознать и проверить
Способность отличить правду от фейка — это часть информационной грамотности. Вот три вопроса, которые вы всегда должны задавать себе, когда оцениваете новость.
Вопрос 1. Кто автор
Чтобы распознать фальшивую новость, сначала нужно посмотреть, кто автор, или понять стоящую за ним организацию. При оценке новостей в Интернете важно учитывать следующее:
Вы знаете человека, который это опубликовал или прислал?
Есть ли подпись или введение? Что вы знаете о компетенции этого человека?
Указан ли автор на сайте? Есть ли раздел «Обо мне»?
Есть ли у организации ссылка «О нас»?
Как называется организация, создающая или размещающая контент?
Поищите в Интернете дополнительную информацию об авторе. Что еще он написал или опубликовал.
Это рассказ участника событий или пересказ чей-то истории?
Вопрос 2. Что это за сообщение
Посмотрите на само сообщение и поймите, что в нем передается.
Важно следующее:
Каким способом автор сообщения привлек мое внимание?
Могу ли я найти одни и те же новости в нескольких местах?
Используются ли мнения разных экспертов и разные источники?
Регулярно ли обновляется страница, на которой появляются эти новости?
Какая дата у новости?
На кого ссылается автор? Проверьте источники этой информации и их опыт. Они анонимны?
Слова источников в кавычках? Цитаты придают большую достоверность.
Новость — факт или мнение?
Какая точка зрения выражается, а что не учитывается?
Каков формат сообщения? Посмотрите на визуальные и текстовые элементы.
Вопрос 3. Почему это было создано
Чтобы определить, является ли сообщение фейком, нужно понять, почему оно вообще было создано.
Важно следующее:
Можете ли вы сказать, что мотивировало автора написать или опубликовать сообщение?
Оно было создано с целью получения прибыли?
Действительно ли эта новость — реклама?
Платят ли источники?
Автору платят?
Если указано, что это «нативно», «спонсируемый контент», то какое-то частное лицо или организация заплатили за то, чтобы вы это увидели.
Всегда полезно проверить информацию, прежде чем делиться ею с другими — лично или в социальных сетях.
Напоминаем, редакция StopFake открыла прямую линию в WhatsApp для проверки информации на подлинность. Если вы увидели в социальных сетях сомнительные сообщения, фотографию или видео, которые могут оказаться фейками – присылайте их нам в WhatsApp на номер +7 707 739 5599. Мы опровергнем недостоверную информацию или подтвердим, если она является правдой. Ждем ваших сообщений.