Fake News

Всегда на связи: как мошенники прикидываются представителями сотовых операторов

О новом виде мошенничества пишут в Сети. Люди рассказывают о том, как мошенники прикидываются сотрудниками компаний-операторов сотовой связи, а казахстанская полиция сообщает о как минимум двух жертвах, лишившихся миллионных сбережений после таких звонков. Но обо всем по порядку.

Что происходит?

В январе 2024 года стали появляться сообщения о телефонных мошенниках, работающих по новой схеме. Суть ее заключается в том, что преступник звонит потенциальной жертве и представляется сотрудником компании-провайдера сотовой связи. Он объявляет, что срок действия SIM-карты жертвы истекает уже завтра в 00:00. Если не продлить договор на предоставление услуг сотовой связи, то уже завтра станет невозможным ни позвонить, ни отправить SMS, ни воспользоваться мобильным интернетом. «Продлить договор» мошенники предлагают по-разному.

Как это работает?

В Казнете есть упоминания как минимум трех разных вариантов этой схемы. Рассказываем о каждой из них.

  1. SMS от 1414

Потенциальной жертве звонит лжеоператор и предлагает продлить срок действия СИМ-карты. В процессе разговора мошенник уточняет, устраивает ли клиента качество связи, пользуется ли тот мобильным интернетом, использует ли мобильный банкинг, и если да, то какой. Эти вопросы позволяют преступникам понять, в каких банках у жертвы есть действующие счета. Во время беседы потенциальной жертве приходит SMS с номера 1414. Это происходит потому, что лжеоператор пытается взломать аккаунт на egov.kz. Тем не менее «оператор» не просит никаких кодов и паролей, а вместо этого сообщает, что «срок действия SIM-карты продлен» и завершает разговор.

После начинается второй этап мошеннической схемы. Этой же жертве звонят якобы из МВД, сообщая о том, что лжеоператор был мошенником и все счета доверчивого собеседника уже взломаны. Страж порядка предлагает перевести деньги на «безопасный счет» или оформить «зеркальный кредит» для того, чтобы «спасти» средства. На самом же деле совершая перевод, жертва отдает свои деньги преступникам.

  1. Товарный кредит

Лжеоператор предлагает жертве «подтвердить данные» по присланной ссылке, которая ведет на маркетплейс с возможностью оформления товарных кредитов. Таким образом за счет жертвы преступники могут приобрести дорогостоящие товары.

  1. Коды из приложений или сторонних ресурсов

Злоумышленники могут также просить жертв сообщить им коды из приложений или иных ресурсов. С их помощью преступники могут заполучить доступ к банковским счетам граждан. Так преступники поступили с жительницей Актобе, со счета которой они сняли более полутора миллионов тенге.

И что же делать?

Во-первых, помните о том, что настоящие сотрудники сотовых операторов не просят назвать никаких кодов или паролей по телефону. Если SIM-карта действительно устарела, то для ее замены клиентов приглашают в офис провайдера.

Во-вторых, рассмотрите вариант оформления добровольного отказа от получения кредитов на 6 месяцев. Тогда, даже если мошенники и смогут оформить заем на ваше имя, кредитная организация будет обязана аннулировать ваш долг. Как оформить отказ, читайте здесь.

В-третьих, не стесняйтесь прервать разговор, если он вас тревожит или вызывает подозрения. Вы всегда можете самостоятельно позвонить в кол-центр вашего сотового оператора и узнать, угрожает ли вашей SIM- карте отключение или нет.

Будьте бдительными и помните, что самый простой способ обезопасить себя – это отказаться предоставлять посторонним свои персональные данные.

Все разоблачения фейков в нашем Telegram-канале Stopfake.kz. Подпишись, чтобы сразу узнать правду.

Еще новости

Back to top button