Фейк: «Единственная настоящая пандемия, которая была во время COVID-19, — это пандемия психических расстройств»
В Сети распространяется сообщение о том, что единственная настоящая пандемия, которая была во время COVID-19, — это пандемия психических расстройств населения. И в доказательство автор ссылается на британское исследование, показавшее, что «люди, которые усерднее всего соблюдали ковидные ограничения, — самые психически нездоровые».
На самом деле в сообщении не просто перепутаны причина и одно из следствий пандемии, но и искажен вывод реально существующего исследования и его тема.
Для начала обратимся к статистике избыточной смертности, связанной с COVID-19, опубликованной на сайте Всемирной организации здравоохранения. По данным ВОЗ, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в мире умерло на 14,9 миллиона людей больше, чем умирает обычно. То есть вирус быстро распространился по континентам и унес огромное количество жизней, несмотря на меры, предпринятые всеми странами. Таким образом, пандемия реально существовала, а не была кем-то выдумана.
В распространяемом сообщении использовалась информация с сайта британской газеты The Guardian. Публикация озаглавлена несколько двусмысленно: «По данным опроса, люди, которые придерживаются британских правил COVID, имеют худшее психическое здоровье. Исследования показывают, что пандемия оказывает долгосрочное воздействие на психическое здоровье людей спустя три года».
То есть в статье не отрицается, что пандемия действительно была. И в ней довольно подробно описана проблема, а именно то, что одна группа людей после пандемии оказалась более уязвимой.
Чтобы разобраться почему, обратимся к самому исследованию. В ноябре 2023 года на сайте Бангорского университета в Северном Уэльсе появилась публикация о том, как ученые одного из подразделений университета — Института психологии элитной деятельности (IPEP) опросили около 1700 человек. Их интересовало то, как личные качества каждого из респондентов повлияли на соблюдение ограничений во время пандемии и как пережитый стресс в дальнейшем сказался на их психическом здоровье.
Исследование называется «Влияние свободы воли и сообщества на реагирование на пандемию и восстановление после карантина».
Описание статьи на сайте университета звучит более конкретно, чем в газете: «Новое исследование показало, что чем строже люди соблюдали ограничения COVID во время пандемии, тем хуже их психическое здоровье сегодня». То есть в исследовании не отрицается болезнь COVID-19. Как не отрицается и необходимость в ограничительных мерах во время пандемии коронавируса.
Скорее наоборот, доктор Марли Виллегерс резюмирует, что здравоохранение должно было не только принять ограничения во время пандемии (с марта по сентябрь 2020 года), но и восстановительные меры после (с февраля по март 2023 года).
В ходе работы исследователи выявили один нюанс. Строже ограничения соблюдали те, кого волновало не только свое здоровье, но и благополучие окружающих. Меньше те, кого заботили собственные потребности и приоритеты. Причем выяснилось, что среди первых оказалось больше людей, которые потом не смогли вернуться к обычному поведению. Они до сих пор испытывают стресс, тревогу и депрессию, все еще боятся заразиться и предохраняются от инфекции. И в результате эта тревога подрывает их психическое благополучие.
И доктор Виллигерс считает, что информационная кампания нужна была не только во время появления COVID и на протяжении пандемии, но и сейчас, чтобы помочь всем вернуться к нормальной жизни.
Ученый сделал вывод: информационные кампании здравоохранения должны принимать во внимание оба типа личности. Одних нужно успокоить сейчас. Другим еще на начальном этапе нужно было говорить не только об ответственности перед обществом, но и о личных потерях и выгодах.
Таким образом, распространяемое утверждение о «пандемии психических расстройств» как о «единственной настоящей пандемии» является манипулятивным и недостоверным.