IT-архитектор Виталий Пустовойтенко: «Цифра всегда выводит начистоту»
Помогают ли современные технологии бороться с фейками и электронным мошенничеством? Об этом Stopfake.kz расспросил Виталия Пустовойтенко, IT-архитектора Центра устойчивого развития столицы, эксперта в области цифровизации.
— Как цифровизация и IT-технологии помогают бороться с фальсификацией в электронных программах и базах данных?
— Цифра, если правильно ее использовать, всегда только помогает и выводит начистоту. Я приведу несколько примеров. Первый — из области здравоохранения. Как вы знаете, в прошлом году появились QR-коды на многих медицинских документах: листах нетрудоспособности (больничные листы), справках 086 и 089 и других документах. Тем не менее существовала печальная статистика: за подделку больничных листов только за полгода было возбуждено аж 30 уголовных дел. Это при всей возможной защите, включающей регистрацию бланков строгой учетности, водяные знаки, печать медорганизаций.
— А в чем была проблема, почему работодатели принимали фальшивку за оригинал?
— Анализ показал, что проблем было две. Существовали организации, которые печатали подделки, но были и случаи, когда это делали в самих медицинских учреждениях. Цифровизация помогла решить эту проблему в столице буквально за 10 дней.
Все мы знаем, что больничные листы печатаются из одной большой системы. Больничный лист открывается в момент обращения, и, следовательно, нет возможности «сделать» его задним числом. А самое главное, чтобы проверить легальность больничного, раньше необходимо было звонить, писать письма, приходить в то учреждение, где он был выдан. Теперь же мы избавили проверяющих от всего лишнего. На больничном листе в пилотном режиме был размещен QR-код, в котором зашифрованы регион, наименование медицинской информационной системы и регистрационные данные. Городское приложение Smart Astana сканирует QR-код, и мы с легкостью видим «чистый» ли больничный лист. Достаточно сравнить данные с экрана телефона и те, что в справке на руках. Вот здесь мы выступили лишь интегратором — мостом между всеми участниками. Далее нашу практику уже масштабировали на весь Казахстан. А еще практически исчезли объявления в интернете, предлагающие больничные за деньги. А те, что есть, — легко и просто опровергнуть. Это победа цифры.
Вот еще один пример, касающийся сегодняшней ситуации с ковидом. Существует высокий риск подделки ПЦР-тестов на коронавирусную инфекцию. Мы обратились в ряд лабораторий с возможностью идентификации выдаваемых ими документов, чтобы исключить фейки. Уже есть договоренность с КДЛ «Олимп», и в наших мобильных приложениях Smart City (Smart Taldykorgan, Aqsay, Kostanay, Uralsk, Open Shymkent, Digital East) в этом месяце будет возможность проверить легальность предъявляемой справки. Это и есть цифровизация, помогающая казахстанцам. Я очень надеюсь, что и другие лаборатории предусмотрят такую возможность. Ведь это обезопасит в первую очередь нас самих. Согласитесь, никто не хотел бы лететь в одном самолете с человеком, у которого поддельная справка о коронавирусе.
Следующий пример — из области жилищных отношений. Он волнует сейчас всех, ведь каждый из нас, так или иначе, является «строителем» своего дома и его окружения. Мы проанализировали судебные решения в сфере ЖКХ и выявили, что большинство оспариваемых решений относительно КСК или управляющих компаний заканчивались признанием протоколов недействительными. Так как, к сожалению, подписи собственников с легкостью подделывались. Мы в своем мобильном приложении e-knot внедрили электронные опросники. Пользователь авторизуется, а значит, идентифицируется его личность. Все его волеизъявления подписываются электронно-цифровой подписью. Легко и просто. Всего-то надо было оцифровать опросники. Цифровизация помогает собственникам жилья выбрать своего председателя, проголосовать за тариф, за расходы и решить другие вопросы.
— Действительно, казахстанцы нередко сталкиваются с обманом в жилищно-коммунальной сфере. Один из примеров — «резиновые квартиры». Это проблема многих городов. Как выявить такого рода нарушения, поможет ли в этом «Электронный КСК»?
— Да, проблема «резиновых квартир» на самом деле существует. А как ее обнаружили мы? При реализации проекта по анализу больших данных (Big Data) для города Нур-Султана. Тогда акимат поставил задачу — сделать цифровую карту населения, чтобы понимать, где высокая плотность, а где низкая. Это, в свою очередь, помогло при планировании мест для строительства школ, поликлиник, детсадов. При решении этой задачи у нас возникли сложности, например, одна и та же улица могла писаться по-разному (ул. Абая, Абай, пр. Абая). Или вот улица Ш. Косшыгулулы в базе данных имела 261 вариант написания, вы только представьте. Поэтому первостепенным для нас стало приведение всех названий к эталонному варианту. Тогда были применены различные цифровые инструменты, в том числе нейронные сети и элементы искусственного интеллекта. Анализируя данные, мы выявили те самые «резиновые квартиры». В одной из таких был прописан 2251 человек. Стандартные методы поиска не позволили бы обнаружить подобное. Ну а цифра опять победила. Только за 10 дней сотрудниками местной полицейской службы было выписано более 30 тысяч человек. Сейчас же процесс прописки постоянно отслеживают алгоритмы, и при превышении нормативов поступает сигнал ответственному сотруднику. То есть нет никакого человеческого фактора. Все абсолютно чисто и прозрачно.
— Что нужно, чтобы избежать подобных проблем?
— Основное — это обеспечить правильное ведение эталонной справочной информации, так называемых метаданных. Все базы данных должны быть нормализованы с использованием справочников и идентификационных кодов.
— А что насчет элементов цифровизации в работе КСК?
— «Электронный КСК» решает немного другие задачи. Они связаны с эмоциями и поведением жильцов дома. КСК снимает напряжение и недовольство населения. Если решать проблемы на уровне дома в цифровом формате, то снижается и количество обращений в акиматы. Мы достаточно давно занимаемся цифровизацией ЖКХ. Сейчас вместо старой системы «е-КСК» пришла новая — e-Knot. Она соответствует новому законодательству и цифровизирует работу. Среди ее функций: онлайн-собрания, онлайн-голосования, облачная бухгалтерия, подотчетная собственнику имущества, диспетчеризация заявок, кол-центр, все возможные платежи и многие-многие другие сервисы.
— Во время режима ЧП в мобильном приложении Smart Astana был внедрен функционал для электронного отслеживания жителей на домашнем карантине. Насколько эффективным было это нововведение? Как жители отнеслись к «слежке» и что сейчас с проектом? Можно ли было обмануть систему? Происходили ли подобные инциденты?
— 31 марта в рамках социальной ответственности бизнеса мы безвозмездно в столице, а после еще в Уральске и Костанае запустили сервис «Я на домашнем карантине». Он позволял тем жителям городов, кто был в списке Минздрава и находился на домашнем карантине, подключиться к механизму, отслеживающему соблюдение правил.
Была действительно оцифрована вся база. По карте мы видели, где находятся «карантинные» люди. Были случаи, когда «домашние больные» обнаруживались не в Нур-Султане, а в пригороде. Наш сервис позволял оперативно выявлять факты смены дислокации, нахождения в квартире посторонних, а также перемещения человека по подъезду, посещения магазина во дворе и другие факты. Для большей эффективности необходимы были правила информирования и оперативное реагирование служб.
Население восприняло по-разному. Кто-то оценил функцию, а кто-то подумал, что эта слежка принудительна. Однако большинство, к счастью, понимало, что все добровольно. В целом систему проверили службы Google и Apple. Они подтвердили, что «слежка» не постоянна, а только на период домашнего карантина конкретных пользователей.
Не скрою, многие пытались обмануть систему, выключали GPS на телефоне, уходили из дома. Однако мы и это смогли выявить с помощью цифровизации — по количеству шагов, смене Wi-Fi и прочим факторам. В других городах мы этот сервис улучшили. Сейчас идет подготовка ко второй волне коронавирусной инфекции. Надеюсь, что наши инструменты помогут сдержать распространение вируса и спасти жизни людей.