Если о болезни не говорят, это не значит, что ее нет
В Instagram в последние дни распространяется видео, на котором некий мужчина из Танзании рассказывает о ситуации в его стране: «У нас тут короны нет!». Несколько казахстанских популярных блогеров уже репостнули это видео в качестве примера, сопровождая подписью: «Президент Танзании, имеющий докторскую степень по химии, запретил маски в своей стране». Редакция Stopfake.kz в свою очередь разобралась в том, что на самом деле происходит в Танзании и стоит ли считать опыт этого государства образцом в борьбе с коронавирусом.
Итак, президент Танзании Джон Магуфули, отучившись в свое время в колледже, стал школьным учителем математики и химии. Затем он получил диплом Университета Дар-эс-Салама. И до того момента, как пришел в политику, работал химиком в Nyanza Cooperative Union — объединении фермерских хозяйств.
Первый случай COVID-19 в Танзании зафиксировали в марте. Последние данные о ситуации страна сообщила 29 апреля — 509 случаев заболевания и 21 смерть. С того дня Танзания полностью прекратила предоставлять какие-либо официальные данные о количестве заболевших.
Президент Магуфули заявлял: «Коронавирус — это дьявол» (цитирует ВВС). Обвинял специалистов Национальной лаборатории: «Либо империалисты подкупили лаборантов, либо они не компетентны». Призывал не прекращать богослужения в стране. И хвалил сограждан за то, что они не носят маски.
В июне Магуфули объявил, что вирус в значительной степени побежден. Но никаких официальных данных о пандемии Танзания по-прежнему не сообщала.
Сокрытие информации о реальном положении дел в стране обеспокоило не только международные организации, но и ближайших соседей. Чтобы не говорил президент, истинный уровень инфекции стал причиной того, что Кения закрыла границу с Танзанией. Исключение сделали для водителей грузовых автомобилей, но они обязаны были сдать тест на коронавирус. В июне из Кении выслали 180 танзанийских дальнобойщиков, получивших положительный результат на тестировании.
Кения до сих пор не исключила Танзанию из черного списка, как «небезопасное место назначения», и обвиняет соседнюю страну в сокрытии информации.
Оппозиция Танзании также резко раскритиковала действия президента Магуфули в связи с кризисом COVID-19, утверждая, что власти скрывают цифры и не относятся к пандемии всерьез в ущерб общественному здравоохранению. По мнению лидеров оппозиции, режим секретности связан с тем, что Танзания слишком зависит от туризма.
Критики президента Магуфули также ссылались на распространившиеся в Сети видеоролики с ночными захоронениями умерших танзанийцев. На этих роликах были видны люди в защитном снаряжении.
Лидеры оппозиции в парламенте потребовали тестирования всех депутатов после того, как трое из них умерли от неизвестной скоротечной болезни в течение нескольких дней в апреле. Требование осталось без внимания, и сейчас работа парламента приостановлена до октябрьских выборов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также упрекнула Танзанию в постоянном отсутствии сотрудничества и прозрачности в глобальной борьбе с пандемией COVID-19.
Эксперты в области здравоохранения предупреждают, что отрицание президентом Магуфули коронавируса может иметь катастрофические последствия.
«Без данных испытаний или информации о клинических наблюдениях Танзания опоздает в обнаружении и решении потенциально отсроченного взрыва тяжелых клинических случаев», — рассказал NY Times Франк Минья, танзанийский врач, доцент кафедры радиологии и биомедицинской визуализации в Йельской школе медицины.
Вывод Stopfake.kz: опыт Танзании не может быть использован в качестве примера победы над коронавирусом, поскольку страна скрывает реальные данные об уровне инфекции.